0af1d55e     

Брандис Евгений - Вокруг Жюль Верна



ЕВГ. БРАНДИС
ВОКРУГ ЖЮЛЬ ВЕРНА
Жюль Верна называли изобретателем без мастерской. Один из
образованнейших людей своего времени, он внимательно следил за всеми
новинками науки и техники. Модели механизмов, действовавшие в мастерских
изобретателей, машины, существовавшие только в проекте, открытия, которые
не вышли из стен лабораторий, он дорисовывал в воображении, представлял в
законченном, идеальном виде. Он изображал желаемое как уже осуществленное,
и в этом, может быть, заключается главная задача научно-фантастической
литературы. Жюль Верн был ее основоположником и первым общепризнанным
классиком.
За сорок с лишним лет непрерывной творческой работы он написал
шестьдесят пять фантастических и приключенческих романов, составляющих
грандиозную серию "Необыкновенные путешествия".
Осенью 1871 года, находясь в расцвете своей славы, Жюль Верн покинул
Париж и поселился в Амьене, где оставался да конца своих дней (он умер в
1905 году). В этом спокойном провинциальном городе, в двух с половиной
часах езды от Парижа, он мог без всяких помех заниматься своим делом, не
теряя связи со столицей.
Здесь знаменитый писатель создал большую часть своих книг. Его жизнь
из года в год шла своим заведенным порядком, в непрерывных трудах,
перемежавшихся редкими поездками в Париж к издателю Этцелю, который
выпускал его "Необыкновенные путешествия", или экскурсиями на самоходной
яхте "Сен-Мишель", которая терпеливо дожидалась своего хозяина на рейде в
Соммской бухте.
Его дом находился на краю города, на углу улицы Шарля Дюбуа и бульвара
Лонгевиль. Над крышей возвышалась круглая каменная башня, и в этой башне на
третьем этаже писатель устроил себе кабинет. Трудно было придумать более
скромную обстановку: узкая железная кровать, напоминавшая койку матроса на
корабле, письменный стол, кожаное кресло, старенькое бюро с выдвижными
ящиками, где всегда были под рукой тысячи самодельных тетрадок с выписками
и справками на все случаи жизни - незаменимое подспорье в работе, - и в
качестве украшения бюсты Мольера и Шекспира на каминной полке.
Трудовой день Жюля Верна начинался в пять утра. Из окон своего
кабинета он видел и зимой и летом, как над Амьеном вставало солнце.
Паровозные гудки, доносившиеся с вокзала, провожали его героев в дальние
странствия.
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ
МИНУТЫ НА
ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Вы, наверное, видели превосходный чешский фильм Карела Земана "Тайна
острова Бек-Кап"? В нем оживают старинные иллюстрации к романам Жюль Верна,
показан мир его техники. Игра актеров удачно комбинируется с рисованными
кадрами, напоминающими гравюры Риу, Бенетта, Невиля, Фера и других
художников, долгие годы работавших в содружестве с писателем. Голос диктора
восторжен, а сама техника по нынешним временам наивна. Получается
остроумнейший контраст: фантастические машины, восхищавшие когда-то
читателей Жюль Верна, сейчас вызывают только улыбку.
...По воздуху плывет корабль. Вместо парусов на мачтах укреплены
медленно вращающиеся двухлопастные винты.
Аэростат с температурным управлением. Под гондолой подвешена жаровня
для нагрева газа.
Управляемый аэростат сигарообразной формы. Пилот вертит велосипедные
детали, приводя в движение воздушный винт.
Подводные лодки разных конструкций - с плавниками, заменяющими весла,
с гребными винтами, работающими от педального привода, и - чудо техники! -
электрическая. Но как лениво ходят неуклюжие шатуны и каким допотопным
кажется машинное отделение!
Воздушные в подводные аппараты, придуманные Ж



Назад