0af1d55e     

Брандис Евгений - Миры Урсулы Ле Гуин



Евг. Брандис
МИРЫ УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН
1
Современная американская фантастика, этот "социокуль-
турный феномен", которому принадлежит не последняя роль в
борьбе за души людей, лишь в ничтожной всей доле печатной
продукции этого жанра (составляющей свыше тысячи книг в
год!) - произведения серьезных писателей, а в общем потоке -
псевдолитература, потакающая обывательским вкусам и во мно-
гом их формирующая. Однако в лучших, немногочисленных образ-
цах американская научная фантастика находится в резкой оппо-
зиции к официальной идеологии. И тут есть своя сложившаяся
традиция.
По словам канадской писательницы Джудит Мэррил, во вре-
мена маккартизма научная фантастика являлась "фактически
единственным отражением политического климата в США". В за-
вуалированной, но недвусмысленной форме многие из видных
фантастов решительно осудили "холодную войну" и оголтелую
гонку вооружений. В самой постановке темы контактов, пробле-
мы взаимоотношений с другими мирами был вынесен приговор
маккартизму как синониму реакционной политики, К еще более
радикальному выводу приходит американский критик Б. Фрэнк-
лин, заявивший, что ценность научной фантастики определяется
тем, насколько глубоко и точно ей удается отразить природу
капитализма и предсказать перспективы этой враждебной чело-
веку социальной системы.
Творчество Урсулы Ле Гуин отвечает этим критериям и
полностью подтверждает тезис о реализме фантастики,
Критическое восприятие действительности у нее еще более
углубляется, знаменуя нарастание новых тенденций, наметив-
шихся в американской фантастике с середины 60-х годов, не
без влияния "новой волны"" докатившейся с берегов Англии.
Правда, Урсула Ле Гуин к этому крикливому, сумбурному тече-
нию прямого касательства не имела, хотя по-своему и отклик-
нулась на стихийный бунт англоязычных фантастов второго пос-
левоенного поколения против неуместного оптимизма технокра-
тов "перед лицом не решенных - и принципиально не решаемых -
техническими науками общественных проблем"*.
В преломлении к ее творчеству главное в новых тенденци-
ях - обновление изобразительных средств и методов социально-
го моделирования, расширение сферы научной фантастики за
счет гуманитарных наук.
И это привело к пересмотру окостеневших "мифологичес-
ких" построений, застывшей схемы "галактической истории",
где зигзаги исторического развития, проецированные в далекое
будущее, представляются бесконечно повторяющимися циклами:
прогресс - катастрофа - регресс - прогресс... Отсюда и пе-
ресмотр, казалось бы, незыблемых представлений о неизменнос-
ти человеческой природы, о вечном несоответствии науки и мо-
рали.
Урсула Ле Гуин внесла в "галактическую историю" сущест-
венные поправки, разорвав кольцо замкнутых циклов. В проти-
вовес моделям технократических обществ, переносящим в дали
грядущего социальные институты, экономику, психологию, пред-
рассудки давно минувших эпох, она конструирует модели миров,
способных к гармоническому разви-
* Гаков Вл. На витке спирали. Американская фантастика
СО-70-х гг. - Литературное обозрение, 1976, № 9.
тию. При этом ломка метафизических схем сопровождается у нее
овладением диалектическим мышлением.
Революции XX века, приведшие к созданию социалистичес-
ких государств, освободительные национальные движения, уско-
рившие процесс деколонизации, грандиозные изменения, проис-
шедшие за короткий срок во всех без исключения сферах жизни,
неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание и психика
милли



Назад